ДОЛЖНИКОВ ВЫСЛЕДЯТ ИЗ КОСМОСА

С февраля 2011 года судебные приставы расширяют сеть своих информаторов: в Московской области судебные приставы установили тесные контакты с фирмами, устанавливающими системы спутниковой охраны на автомобили. Теперь сигнал уходит не только в космос, но и ближайшему судебному исполнителю.

Если говорить кратко, то судебными приставами Московской области был разработан следующий ряд комплексных мер:

  1. особый порядок взаимодействия с автомобильными холдингами региона. Благодаря этому обычный визит к автомеханику для водителя-должника может закончиться встречей с людьми в форме;
  2. особый порядок взаимодействия приставов со страховыми компаниями. Новая процедура поможет судебным исполнителям обращать взыскание на неиспользованную страховую премию (денежные средства) должника, когда его полис ОСАГО досрочно прекращается;
  3. тесное сотрудничество с охотничьими хозяйствами, егерями, а также со специализированными магазинами по продаже мототехники, не подлежащей регистрации в органах ГИБДД. В результате недавно некоего неплательщика обнаружили в лесу прямо на охоте, и тут же арестовали его «ГАЗ-66?

Столь неприкрытые и смелые шаги к расширению информаторской сети, несомненно, окажут свое внимание на общественность и, конечно же, бизнес. С одной стороны его «прессует» Министерство финансов в виде налогов и прочих официальных сборов, не говоря уже о региональных неофициальных способах сбора «оброка», а тут еще и из космоса будут контролировать.

Дабы не оставлять без внимания правовые полномочия в принятии вышеуказанных мер, газета BUSINESS не преминула обратиться за комментариями к практикующему адвокату с 8-летним стажем Тригнину Владимиру Геннадьевичу:

«Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» судебный пристав вправе запрашивать персональные данные, касающиеся граждан-должников у организаций. В этой связи рассылка запросов и получение на них официальных ответов является прямой обязанностью судебных приставов, а предоставления ответов на эти запросы – обязанностью организаций, получивших запросы. При этом степень «доверительности» отношений между приставами и организациями будет определять скорость получения приставами необходимых сведений. Но здесь не совсем понятно, почему приставы и продавцы спутниковых систем (или кто-то ещё) вдруг станут так доверять друг другу? На чём будет строиться такое доверие, и как быстро необходимая информация будет поступать в распоряжение службы? Во многом именно от этого зависит эффективность планируемых нововведений. То же касается работы, которую приставы, якобы, провели с владельцами автосервисов. О чём здесь может идти речь? Приставы угрожали или обещали попустительствовать владельцам-должникам? Вот в чём вопрос.

Приставов часто упрекают в бездействии, хотя здесь, надо отдать должное, они изыскивают пути получения задолженностей, пусть и достаточно необычные.

Статья 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации определяет перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Имущества, на которое не может быть обращено взыскание в результате описанных в комментируемой статье действий, там нет.

Взыскание всегда осуществляется приставами на основании исполнительных документов, выданных в соответствии со вступившим в законную силу решением суда. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» приставы вправе вести розыск имущества должника. Должник, не согласный с действиями судебных приставов, вправе оспорить их в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, действующее законодательство даёт широкие возможности для защиты прав в суде и говорить о том, что здесь будут какие-либо злоупотребления со стороны приставов, я думаю, не стоит. Не противоречит данная инициатива приставов и нормам международного права: статья 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод допускает лишение имущества в интересах общества и в порядке, установленном законом.

Ясно одно: долги нужно отдавать. А эффективность системы, обеспечивающей возврат кредитов, взыскание алиментов, возврат иных долгов во многом характеризует способность государства контролировать экономику. Наверное, эти нововведения слишком сложны для эффективного и быстрого решения вопросов, тем более, если речь идёт о больших долгах. Там же, где требуется взыскать относительно небольшую сумму, приставы могут проявить смекалку и оказаться впереди должника. Должник уже не может хранить деньги в банке, иметь движимое или недвижимое имущество, свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Инициатива, предложенная судебными приставами Московской области наверное, может работать. Другой вопрос, что эта система будет тем эффективней, чем более слаженными будут действия всех сотрудников службы. Не согласные же с действиями судебных приставов, считающие, что приставы злоупотребляют предоставленными полномочиями, всегда могут обратиться в суд.»

 

Тригнин В.Г.
Председатель Военной Коллегии Адвокатов
Специально для газеты BUSINESS

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ