МЕДИАЛИЗАЦИЯ

АРТ-МОСКВА

С 22 по 26 сентября в Москве в Центральном Доме Художника прошла ежегодная XIV Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» – главное событие года в области современного искусства. Организаторы, в том числе арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер и глава компании «Экспо-Парк» Василий Бычков, поставили основной задачей экспонирование и продажу произведений мирового искусства ХХ — XXI века, расширение круга почитателей и собирателей медийного искусства, привлечение к ее работе государственных музеев и выставочных залов, популярных и специализированных СМИ. Впервые за всю историю существования ярмарки все спецпроекты были объединены одной темой – «Медиализация», что, по мнению организаторов, означает «художественный анализ использования средств массовой информации, новых медийных средств и достижений технологического прогресса».

МЕДИАЛИЗАЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСКУССТВЕНесмотря на плачевные итоги прошлогодней «Арт-Москвы», пострадавшей от кризиса, нынешнюю, вопреки слухам, не отменили, а лишь перенесли с мая на сентябрь. Стоит отметить, что самый опасный конкурент – Салон изящных искусств в Манеже – в этом году всё же не устоял и был вовсе отменен. В мероприятии приняло участие сорок галерей (23 из России, 17 зарубежных) – почти вдвое меньше докризисного числа и столько же, сколько на премьере ярмарки в 1996 году. Каковы же итоги?

ИТОГИ

По  предварительным  подсчетам компании «Экспо-Парк», общая сумма продаж на выставке составила €4,465 млн., из них €2,426 млн. – прямые продажи, с отсрочкой платежа (бронь) – €2,039 млн.

Отметим, что результаты двух предыдущих ярмарок, прошедших в кризисные 2008 и 2009 годы, «Экспо-Парк» не оглашал. Нынешний показатель сравним с данными самых успешных — в плане продаж — лет: в 2007-м на “Арт-Москве” наторговали на $9,3 млн, в 2006-м — на $4,4 млн.;

  1. Совокупная  доля прибыли иностранных галерей составила 44%русских56%, что еще раз подтверждает перспективу роста стоимости российского современного искусства;
  2. В первую десятку галерей  по продажам вошли:
  • Frolov Gallery (Москва)
  • Айдан Гелерея (Москва)
  • Триум Гелерея (Москва)
  • Barbarian Gallery (Цюрих)
  • Shiraishi Gallery (Токио)
  1. Соотношение продаж русского искусства  и иностранных  художников можно  оценить приблизительно как 64% и 36%.
  2. Frolov Gallery (ранее она называлась pARTner project), например, продала посетившим ярмарку российским коллекционерам десяток крупноформатных фотографий модного немца Ральфа Касперса (от €40 тыс. до €80 тыс.), одну раннюю работу Георгия Пузенкова (€50 тыс.) и две большие фотосерии Андрея Чежина, “Пространство Эшера” и “Детский альбом” (каждая фотография серии — по €800). В числе покупателей галереи был Умар Джабраилов. Галерист Владимир Фролов отметил, что уровень ярмарки “по сравнению с прошлым годом несоизмеримо выше” и что большой удачей стало совпадение “Арт-Москвы” с выставкой номинантов премии Кандинского.
  3. 6 галерей не продали ничего (из них 3 – иностранные). Но необходимо учитывать, что такие галереи как МиЮ Гельман, Елена Врублевская, Полина Лобачевская представляли некоммерческие художественные проекты.По  предварительным  подсчетам, количество посетителей – более 25 тыс. чел.

МЕДИАЛИЗАЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСКУССТВЕМЕРОПРИЯТИЯ

25 сентября опытные и начинающие коллекционеры, галеристы и арт-консультанты поделились мнением об актуальных тенденциях и стратегиях коллекционирования современного искусства на прошедшем в рамках ярмарки Форуме молодых коллекционеров.

Поделиться опытом и ответить на вопросы пришли:

Валери Блэр (Галерея Gagosian Gallery, Лондон)- специалист по работе с клиентами и менеджменту выставок, обладатель диплома Историка Искусств Нью-Йоркского Университета и степени магистра лондонского института искусств Sotheby’s. Она отметила важность приобретения работ одного и того же художника на разных ступенях его творчества, не только потому, что это интересный и занимательный процесс – наблюдать, как меняется творческий метод любимого автора, но и возможный хороший инвестиционный вклад, который впоследствии может принести неожиданные дивиденды. Как пример, она рассмотрела работы художницы Susan Collins (1956 г.р.), которые хоть и приобрели популярность только сейчас, но и ранние произведения также взлетели в цене, а это значит, что не всегда стоит обращать внимание на начинающих художников, можно провести анализ и найти ценного автора среди уже давно работающих мастеров.

Мария Бухтоярова (коллекционер, Москва) – интересуется молодыми и начинающими художниками, как российскими, так и зарубежными. В ее коллекции  есть работы известных, всемирно признанных мастеров, а некоторые работы заинтересовавших ее ранее молодых авторов были приобретены музеями. Недавно она начала издавать журнал, целью которого является создание информационной платформы для русского искусства как в российском так и мировом сообществе. Мария выразила мнение, что недостаточно просто вкладывать средства и поддерживать художников, необходимо делиться своими знаниями и коллекцией с публикой.

Мэтью Стивенсон (менеджер Christie’s в Москве и Лондоне) – специалист по эпохе импрессионизма и современному  искусству с более чем 10-летним опытом в мире продаж. С апреля 2009 г. Мэтью Стивенсон занимает должность управляющего директора представительства Christie’s в России. Он занимается развитием отдела по работе с клиентами Christie’s в России и странах СНГ, руководит процессами взаимодействия с учреждениями культуры и повышения уровня осведомленности о деятельности Christie’s среди коллекционеров и представителей культурного сообщества. Помимо этого, господин Стивенсон является одной из ключевых фигур в работе международного департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s. Как специалист по инвестициям в искусство, он посоветовал начинающим коллекционерам приобретать произведения не сразу, а примерно через год. Это даёт возможность собрать необходимую информацию, пообщаться с дилерами, кураторами, консультантами: «Коллекционер – это лицо художника, подумайте, чьим лицом вы бы хотели быть»

Пьер Броше – издатель и коллекционер, создатель издательского дома «Авангард» в Москве , который выпускает русскую версию известной во всем мире серии путеводителей Le Petit Fute. Пьер отметил, что на российском рынке художника «выводит в свет» именно коллекционер, имеющий доступ к произведению искусства раньше галериста.

Тара Крэнсвик (Основатель коллекции V22 Collection, Лондон) – основанная ею коллекция в 2006г., была создана для того, что бы быть публично распроданной.  Это первая галерея, в которой практикуется новая форма партнерских отношений художников, менеджеров и коллекционеров. Галерея V22 предоставляет лондонским художникам студийное пространство и постоянно проводит различные выставки.

Петр Горелкин и Вадим Фоменко (портал Ортодокс) представили публике перспективу для начинающих коллекционеров: 3d галереи и виртуальные коллекции. Они создали online портал для продажи недорогого искусства: тиражные работы, цифровое искусство, видео-арт.

Также выступили:

Грэхэм Стил (галерея White Cube, Лондон London), Мария Байбакова (директор и куратор Baibakov Art Projects в Москве)

МЕДИАЛИЗАЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСКУССТВЕ

– Рынок современного искусства – пусть небольшой, но все-таки реальный сегмент экономики. В Великобритании, например, он составляет порой четыре с половиной процента от ВВП. России до этой цифры далеко, но ежегодная ярмарка «Арт-Москва» на плаву пока держится…

– За цифровым искусством следят с интересом, но продавать его в России мало кто умеет…

МЕДИАЛИЗАЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСКУССТВЕМЕДИАЛИЗАЦИЯ

Современные технологии сегодня – способ выражения и практика презентации произведений, способ популяризации реальных экспозиций. Виртуальная выставка – серьёзная экономия на транспортировке, страховке, аренде. Оцифрованная живопись на личной страничке каждого художника – это способ обойтись без галериста: можно не только смотреть видеоарт, но и наблюдать за перфомансом.

За цифровым искусством следят с интересом, но продавать его в России мало кто умеет. Ждут, пока потребитель созреет. К тому же не каждого, кто работает с кистью, устроит абсолютно интерактивный вариант публикации. «С одной стороны, это сгущает пространство искусства. С другой стороны, некоторые говорят, что понижается качество. Это действительно есть», – говорит организатор ярмарки Василий Бычков. «Для продаж это, наверное, хорошо, но вообще живопись в Интернете выглядит ужасно, честно говоря», – замечает художник Андреас Гольдер (Германия).

Трудно сказать, способствует ли обилие спецпроектов росту торговли современным искусством или же, наоборот, отвлекает зрителей от покупок. В любом случае едва ли стоит нынешней осенью рассчитывать на взрыв спроса. Этот сектор арт-бизнеса в сытые времена бывает очень доходным, и он же наиболее беззащитен перед любыми потрясениями в экономике. Период его восстановления может длиться долго, но уж коли процесс вернется на прежние рельсы, то жди триумфальных релизов и оптимистических прогнозов… Пока рановато.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ