МЕТАФОРА ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА

Дни пунктов обмена валюты в Москве сочтены, пишет корреспондент El Mundo Даниэль Утрилья. В целях борьбы с мошенничеством Центральный банк РФ издал указ о закрытии с 1 октября пунктов обмена валюты, занимающихся исключительно обменом валюты, или их превращении в отделы финансовых учреждений.  

МЕТАФОРА ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА | ДЕЛОВОЕ ОДИНЦОВО | ГАЗЕТА БИЗНЕСРоссийские «обменники» – «это что-то вроде банкоматов, но внутри у них есть жизнь: внутри всегда есть женщина, втиснутая туда, как в посадочную капсулу «Союза». «Они чем-то напоминают ящик волшебника с двойным дном, в котором прячется карлик. По другую сторону стекла угадывается женщина, лица которой не видно, только руки, поэтому все время кажется, что

твои деньги исчезнут, как между пальцами у наперсточника, – пишет Утрилья. – Под окошечком есть металлический ящичек, – единственная связь с внешним миром, в который мы кладем деньги, испытывая неуверенность человека, засовывающего руку в пасть крокодилу. Женщина внутри закрывает железную пасть быстрым металлическим щелчком, забирает валюту и возвращает нам уже рубли». В те секунды, пока происходит обмен, подсознательное терзается вопросом: а вдруг вместо рублей из металлической пасти появится белый кролик или не появится ничего?

Обменники – метафора дикого капитализма и страсти к деньгам, охватившей российское общество после падения коммунистического режима, полагает Утрилья. Таблицы с курсами валют остаются термометрами экономического здоровья страны, а во время кризисов обмен рублей на доллары становится обыденной практикой выживания.

«Чтобы успокоить вас, скажу, что одна женщина из обменника сказала мне вчера, что никто их закрывать не собирается. «Может, форма или название изменятся, но мы продолжим работать». Москва не хочет отказываться от звания «меняющего» города», – пишет автор.

Милиция поддерживает ЦБ

Как заявил в начале февраля директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Центробанка Михаил Сухов на встрече с представителями банковских кругов, «в уличных обменниках, принадлежащих малоизвестным банкам с сомнительной репутацией, процветает мошенничество, они мешают работе банков и не поддаются контролю».

В департаменте по борьбе с экономическими преступлениями МВД подтверждают, что действующее законодательство и инструкции Центробанка не позволяют милиции по своей

инициативе проверять банки и их обменные пункты, уличенные в обмане клиентов. А это значит, что из поля ведения МВД уберут «лишний» и «неудобный» объект, отнимающий силы и время на сохранение вокруг него порядка.

Банки

Путь преобразования обменников в иные банковские подразделения, согласно статистике ЦБ, банки выбирают менее чем в половине случаев. «Банки, для которых теневой бизнес в сегменте валютно-обменных операций имел значение, могут позволить себе «легализовать» его путем преобразования в другие подразделения лишь частично,— добавляет член правления банка «БЦК-Москва» Николай Полунин.— Это, конечно, сократит масштабы такого бизнеса в этом сегменте, но полностью его не искоренит: просто вместо условно десяти обменников у такого банка будет две оперкассы, в которых он, скорее всего, будет делать то же, что и прежде, добавив прочие банковские кассовые операции». По мнению Натальи Орловой, главного экономиста

«Альфа-банка», одним из преимуществ закрытия в России обменных пунктов, является то,

что теперь они не находятся в пошаговой доступности и населению придется приходить в

банки для обмена валюты или пользоваться более доступными банковскими услугами дистанционно. Это для банков положительные новости и для ЦБ в частности, так как рынок становится более регулируемым.

Малый бизнес

Это закрытие станет ударом по малому бизнесу. «Обменный» бизнес был одним из наиболее привлекательных для малых предпринимателей. Причина – низкая стоимость «входного билета» (купить «обменник» можно было в среднем за 5-12 тысяч долларов США с перспективной окупаемости в несколько месяцев).

Потребители

Для граждан в этой ситуации есть как преимущества, так и недостатки. Стоит ожидать снижения криминала в этой сфере финансовых услуг, что, безусловно, повысит безопасность граждан, но на выгодные курсы обмена валют теперь лучше не рассчитывать: снижение конкуренции никогда не приносило выгоды потребителям.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ