За период с февраля 2016 по март 2017 года спрос на средства по уходу за домом рос заметно медленнее (2,1%), чем годом ранее (5%). То же произошло и со средней стоимостью единицы товара. Её рост составил 11,5% против 18,3% в прошлом году. Наблюдается тенденция к дальнейшему снижению спроса.

Аналитики из ритейл-аудита компании Nielsen объяснили причину такого поведения покупателей.

Стиральные порошки

По мнению аналитиков, на динамику рынка повлияли продажи стиральных порошков. Их доля в средствах бытовой химии составляет 41%. За период с февраля 2016 по март 2017 года продажи стиральных порошков снизились на 5,6% в натуральном и 1,2% в денежном выражении. Показатели за аналогичный период прошлого года составили -0,2% в натуральном и +8,8% в денежном.

«Замедление продаж порошков в денежном выражении связано как с общим снижением инфляции, так и с чрезмерной промоактивностью игроков рынка – более 70% продаж категории в современной рознице реализуются через промо.

В свою очередь, отрицательная динамика натуральных объёмов продаж подкрепляется тем, что россияне придерживаются сберегательной модели поведения и переключаются на экономное потребление. Как следствие, с одной стороны, они стали чаще делать выбор в пользу универсальных порошков вместо специализированных, предназначенных, к примеру, для цветного или белого белья. С другой стороны, наблюдается рост интереса к жидким порошкам (гелям), которые более экономно расходуются при пересчёте на одну стирку», — говорит Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями Nielsen в России.

Чистящие средства для дома

Переключение россиян на универсальные средства аналитики отмечают и в отношении чистящих средств для дома. Здесь универсальная продукция показывает рост 14,9% в натуральном и 20,2% в денежном выражении за период с февраля 2016 по март 2017 года. В общей структуре продаж бытовой химии чистящие средства для дома занимают 8,2%, поэтому влияние их динамики на рост всей категории незначительно.

Средства для мытья посуды

Незначительно и влияние на рынок средств для мытья посуды руками. Их доля в категории составляет 9,1%. Продажи средств для мытья посуды снизились на 7,1% в натуральном выражении и выросли на 2,1% в денежном.

Каналы продаж бытовой химии

Среди каналов продаж средств по уходу за домом аналитики наблюдают застой в парфюмерных и хозяйственных магазинах. Их доля рынка составляет 31%, а рост 0,7% в денежном выражении. Супермаркеты (28%) и гипермаркеты (24%) показывают рост в денежном выражении на 6,9% и 2,2% соответственно.