РОССИЯ И ВТО

О причинах валютных войн

Япония, Колумбия, Таиланд, Южная Корея и ряд других стран приняли меры для ослабления собственных национальных валют, отмечает обозреватель The Foreign Policy Джошуа И.Китинг. В этой связи министр финансов Бразилии Гидо Мантега недавно заявил, что в мире разгорелась “международная валютная война”. Впрочем, министр финансов США Тимоти Гейтнер говорит, что никакой валютной войны сейчас нет и не будет. Об этом пишет 15 октября обозреватель The Fоreign Policy  Джошуа И.Китинг.

РОССИЯ И ВТО: ВАЛЮТНЫЙ ВОПРОСТак война или нет? Вопрос крайне схож с тем, который мы себе задавали несколько месяцев назад – есть кризис или нет? Считать их риторическими или нет – дело, скорее, философское. Однако любой кризис и любая экономическая война начинается тогда, когда мы начинаем об этом говорить. Правительства развитых стран регулярно занимаются валютными интервенциями и сдерживанием курса национальных валют, дабы обуздать инфляцию и повысить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Тесная взаимосвязанность крупнейших экономик мира порождает цепную реакцию – снижение курса валюты одной страны по отношению к другой заставляет последнюю принимать те же меры. Война началась.

Как известно, любую войну всегда легче объявить, чем прекратить. Тем не менее, попытки договориться о прекращении валютной войны были произведены еще в далеком 1985 году: Британия, Франция, Япония, США и ФРГ заключили так называемое “Соглашение в “Плазе” – о девальвации доллара к йене. Сейчас подобная схема вряд ли сработает, несмотря на активное стремление США к «спокойному» доллару. Основными «вредителями» спокойствия доллара являются развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея), растущая мощь которых уже не позволяет тихо договориться министерствам финансов и правительствам развитых стран. Идет глобальное перераспределение ролей. Да и мирно договориться становится все сложнее – верх берут внутриполитические соображения.

– Основными «вредителями» спокойствия доллара являются развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея), растущая мощь которых уже не позволяет тихо договориться министерствам финансов и правительствам развитых стран

ФРС атакует

В начале октября в мировой экономике наметилась негативная тенденция – на этот раз еще острее стал вопрос о надежности и перспективах американской национальной валюты.

Международный банковский союз (IIF) допускает возможность обвала доллара, если Федеральная резервная система США будет продолжать свою политику на ослабление курса национальной валюты, пишет 06 октября немецкая Frankfurter Allgemeine со ссылкой на исследование IIF об экономическом положении в мире.

Экономисты IIF считают, что продолжение подобной политики может привести к нестабильности других американских финансовых рынков и быстрой ревальвации валют развивающихся стран. Международный банковский союз, рассказывает автор статьи Патрик Вельтер, озабочен тем, что политика по снижению процентной ставки в США и ряде других развитых стран может привести к притоку капитала в развивающиеся страны и к усилению мировой экономической напряженности.

В результате, говорится в статье, активный приток капитала оказался направленным на страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, что начало оказывать излишнее давление на местные валюты. Однако, вопреки этому, Центральные банки вышеуказанных стран не спешат удорожать валюту, повышать процентные ставки и производят валютные интервенции.

В ожидании войны – кто зачинщик?

Начало волнениям положил президент Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Роберт Целлик. Его поддерживает глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. Соревнование в быстроте девальвации может подорвать процесс восстановления мировой экономики после самого тяжелого кризиса за многие десятилетия, цитирует Стросс-Кана швейцарская Tages-Anzeiger 07 октября 2010 года, ссылаясь на его слова, опубликованные в Financial Times.

Стремление к быстрому восстановлению после экономического кризиса заставило многие страны повысить конкурентные преимущества своих экспортных отраслей за девальвации национальных валют. Активнее всех в этом направлении действуют США и даже ЕС в отношении лидера среди развивающихся стран – Китая. Укрепить свои валюты спешат Япония и Бразилия.

Однако главными виновниками валютного хаоса, как полагает лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, являются американский эмиссионный банк Fed и Европейский центральный банк. Он утверждает, что “прилив ликвидности”, вызванный их антикризисными мерами, дестабилизирует мировой валютный рынок. “Ирония заключается в том, – говорит Стиглиц, – что Fed заботится об этой ликвидности в надежде, что она оживит экономику”. Однако, считает эксперт, усилия бьют мимо цели.

Другой эксперт, Джордж Сорос, напротив, косвенно возложил ответственность за проблемы в Европе и мировой экономике на Германию. Он считает губительной ставку на экономию.

Никто не хочет платить за ошибки американцев

На этот раз американский министр финансов, Гейтнер, требует, чтобы страны, у которых объемы экспорта значительно превышают объемы импорта, например Германия, Китай и Япония, повышали внутренний спрос, сокращая налоги и укрепляя собственную валюту. Страны же с хроническим дефицитом торгового баланса, в первую очередь США, напротив, по его словам, должны стимулировать экспорт и проводить политику экономии. При этом Гейтнер допускает исключения для стран, у которых в структуре экспорта преобладают природные ресурсы – “единственная уступка сделана странам вроде России”, пишет Handelsblatt.

Негативная реакция, говорится далее в статье, последовала немедленно от России, Индии и Германии. Немецкая позиция, заявил заместитель министра финансов Германии, заключается в деэскалации ради предотвращения после кризиса мировых экономических и валютных войн.

В России

11 октября министр финансов Алексей Кудрин высказал соображение о том, что «На сегодняшний день «войны валют» еще нет». Однако 13 октября ЦБРФ заявил о расширении валютного коридора на 50 копеек в обе стороны, тем самым отправив рубль в свободное плавание.

В то же время, зампред ЦБ Алексей Улюкаев считает, что никакой нужды ронять рубль нет. «Отличие нашей экономики от других развивающихся рынков заключается в том, что мы боимся не укрепления, а ослабления рубля, — отметил он. — В то время как, к примеру, Бразилия и Корея страдают от избыточного притока капитала, до России он пока не дошел. Сегодня есть вероятность, что часть тех инвесторов, которых гонят из других стран, обязательно придет в Россию, и после этого у нас будет достаточно иностранной валюты для поддержания национальной»

Газета «BUSINESS» отмечает мнение, бытующее в среде экспертов, о том, что искусственная девальвация валют является желанием страны-экспортера восстановить свои экономические силы за счет экономик других стран. Своеобразный экспорт кризиса. Однако в России данное мнение приходит в негодность по простой причине – независимо от курса рубля приток нефтяных и прочих сырьевых денег в бюджет сохранится, а вот инвестиционной привлекательности России это не прибавляет. В результате слабеющий курс рубля попросту отобьет последние желания инвесторов привести свои капиталы в нашу страну.

-Официальный Китай, в свою очередь, прямо и ясно дает понять, что он не экспортирует революцию (как мечтательный Троцкий – прим. газеты «BUSINESS»), не экспортирует идеологию, и, в конце концов, не экспортирует кризис в мировую экономику

РОССИЯ И ВТО: ВАЛЮТНЫЙ ВОПРОССлон в валютной лавке

О вероятности валютных войн пишет 08 октября 2010 года и Berliner Zeitung.

Что произойдет, если стоимость юаня повысится, а доллара – снизится? – задается вопросом издание. Конечно, китайские товары станут для американцев дороже, но трудно поверить, что “американская промышленность, сворачивающаяся в течение десятилетий”, сможет воспользоваться этим обстоятельством. Американцы будут и дальше покупать китайские товары, только по более высокой цене, предсказывает Кауфманн. Они станут чуточку беднее, а США будут вознаграждены инфляцией. Если экспорт из Китая все же сократится, долларов у Пекина станет меньше, и он не сможет кредитовать США в прежнем объеме, что станет проблемой для Вашингтона, ведь Китай – крупнейший его кредитор.

Найти идеальный обменный курс трудно, поэтому валютной войны не будет, полагает журналист. Однако положение в мировой экономике остается напряженным. США берут все новые кредиты, Германия и Европа взяли курс на экономию. При этом и ЕС, и США недовольны политикой обменного курса Китая, который, зная, что экономика Америки и Европы зависит от китайского бума, особого внимания на их требования не обращает.

Мнение мудрого Пекина

Официальный Китай, в свою очередь, прямо и ясно дает понять, что он не экспортирует революцию (как мечтательный Троцкий – прим. газеты «BUSINESS»), не экспортирует идеологию, и, в конце концов, не экспортирует кризис в мировую экономику. Китай целиком и полностью поглощен внутренними задачами и обузданием своего непомерного роста.

Валютные «шахматы»

Об ответных действиях США пишен Алан Битти, корреспондент Financial Times.

США хотят, чтобы в ноябре на саммите G20 было заключено многостороннее соглашение о более гибких обменных курсах. Вашингтон ищет союзников преимущественно среди развивающихся рынков, которые жалуются на свои проблемы с конкурентоспособностью и волатильностью. Европа не оказывает американской кампании стабильной поддержки. Когда в первом полугодии текущего года евро упал из-за греческого кризиса, что способствовало буму экспорта, руководство ЕС не видело необходимости спорить с Пекином о валюте, замечает автор. Правительства развивающихся стран осознают, что валютный курс Китая провоцирует дисбалансы, но в основном предпочитают односторонние интервенции на валютный рынок, а не публичные перепалки с Пекином.

У Вашингтона на переговорах с Пекином есть “атомная бомба” – вариант с односторонним блокированием импорта из Китая в отместку на заниженный курс юаня, отмечает автор. Недавно Палата представителей Конгресса США одобрила закон, который позволит США это проделать. Практическое применение закона маловероятно, но его существование – полезный козырь, в том числе для сил в самом Пекине, считающих, что ускоренное укрепление юаня поможет обуздать инфляцию и умерить дестабилизирующий ввоз капитала.

Пора вступать в ВТО?

Газета «BUSINESS» отмечает в этом реальные угрозы мировой торговле. Опасная игра с валютными курсами, следствием которой является растущая конкурентоспособность экспортной продукции, может спровоцировать более жесткие ответные действия, чем валютная интервенция. Речь идет, на примере США, о полном прекращении импорта этой самой продукции, а также в виде наложения квот и прочих пограничных и внутренних сборов.

Следует отметить, что волею экономических и финансовых судеб, подобные сценарии разыгрываются на фоне нашумевшего вступления России в ВТО. Об этом читайте в следующем, предновогоднем, номере газеты «BUSINESS».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ