С 1 ноября вступило в силу Постановление Правительства, которое обязывает владельцев автозаправочных станций установить колонки для зарядки электромобилей. Где электрозарядные станции установят в Одинцовском районе, в интервью GazetaBiznes.Ru рассказал Сергей Степнов, заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов публичного акционерного общества «Московская объединённая электросетевая компания» («МОЭСК»).

Сергей Степнов, заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ПАО "МОЭСК"
Сергей Степнов, заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ПАО «МОЭСК»

В Одинцовском районе мы установили шесть станций зарядки электромобилей. Осталась одна – на территории технического центра «Кунцево». Остальные пять станций мы установили на закрытой территории инновационного центра «Сколково», который к Одинцовскому району больше не относится.

Для «Сколково» есть протокольное поручение Дмитрия Анатольевича запретить движение на территории инновационного центра автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и перевести автопарк на электромобили.

Насколько я знаю, в «Сколково» планируют установить две тысячи станций зарядки.

Устанавливать будет «МОЭСК»?

Нет, это проектное решение инновационного центра. Возможно, к нам обратятся за обслуживанием, подключением и консультациями.

Вы рассчитываете на рост числа заказов на установку ЭЗС в Одинцовском районе с вступлением в силу Постановления Правительства?

Действие Постановления распространяется на федеральные автомобильные дороги. Если это магистраль, то станции зарядки должны быть установлены в зонах отвода через каждые сто километров пути. Примерно на такое расстояние проезжает электромобиль на одном заряде.

У АЗС Московской области есть ряд проблем с выполнением Постановления. Большинство из них расположены не в полосах отвода, а на участках, которые относятся к землям поселений. Зарядные станции для электромобилей на АЗС должны «уметь» быстро заряжать аккумулятор. Никто не будет в дальней поездке сидеть на заправке и ждать зарядки электромобиля. А установка станций быстрой зарядки требует больших вложений.

Я знаю, что «МОЭСК» реализует совместный проект с сетью АЗС «Лукойл». Если установка станций медленной зарядки электромобилей на АЗС не целесообразна, чем вы руководствовались при выборе заправочных станций «Лукойла»?

Инфраструктурой. На всех АЗС «Лукойла», где мы установили электрозарядные станции, есть кафе. Рядом с АЗС есть объекты притяжения автомобилистов: дорога в аэропорт, торговый центр на двадцать пятом километре Новой Риги, автосалон «Мерседес» и так далее. Всего пять точек зарядки.

В Одинцовском районе на Минском шоссе строится крупный транспортный хаб. На территории будут расположены транспортно-пересадочный узел, объединяющий транспортные потоки с Минского шоссе и железнодорожной станции «Сколково», а также торгово-развлекательная инфраструктура, включая театр и автосалон. Бок о бок расположена АЗС «Лукойл». Будете устанавливать станцию электрозарядки на этой АЗС?

Если говорить о транспортно-пересадочном узле, то станции ускоренной зарядки электромобилей там не целесообразны. Перехватывающие парковки предполагают, что автомобиль будет стоять там 5-8 часов. За это время зарядить электромобиль можно от обычной розетки.

Торгово-развлекательные центры являются местом притяжения автомобилистов, однако на стадии проектирования к нам обращаются редко. Проектировщики считают планирование электрозарядной станции лишними расходами. Не думают на перспективу!

Рынка же нет.

Верно, но потом установка станции зарядки обойдётся в разы дороже. А проложить кабель и трубу – это огромный и совсем не затратный вклад в будущий комфорт посетителей.

Если я правильно понял, вместо дорог общего пользования, ориентируетесь на места притяжения автомобилистов. Где, по вашему мнению, такое место в Одинцовском районе?

Мы заключили партнёрское соглашение с крупным сетевым торговым объектом. Зарядную станцию установим на парковке торгового центра уже в этом году.

Из крупных «сетевиков» у нас строят «Глобус». В прошлом году открыли «Леруа Мерлен». Оба гипермаркета расположили на одном участке.

Как раз там мы и установим зарядку для электромобилей. В декабре.

Платит «МОЭСК»?

Нет. Обеспечение условий для установки электрозарядной станции, прокладку кабеля и прочие работы проводит владелец точки. Мы устанавливаем колонку и обслуживаем её. Таковы условия партнёрской программы.

А кто сможет зарядить электромобиль на парковке «Глобуса» в Юдино?

Любой автовладелец любой электромобиль, включая Tesla. Переходники есть для всех типов зарядных устройств, поэтому подобрать подходящий труда не составит.

В «Сколково» тестируют электробус-трансформер «Матрёшка». Другой электробус производства завода «Камаз» уже проходил испытания в Одинцовском районе. Будет ли Одинцово использовать вашу инфраструктуру элеткрозарядных станций?

Мы развиваем сеть публичных электрозарядных станций для частных автомобилистов. Проект не имеет отношения к каршерингу [появится в Одинцово в 2017 году – прим. ред.], такси, логистическому бизнесу, общественному транспорту и другим коммерческим видам деятельности. Представьте, приезжает машина с грузом к станции зарядки, на которой уже заряжается частник. Это неправильно. С владельцами коммерческого электротранспорта мы работаем в индивидуальном порядке, ориентируемся на их узкие задачи, выступаем экспертами и консультируем.

moesk_2_w

Каким коммерческим проектам отдаёте предпочтение?

Популяризуем электрический коммерческий транспорт. Хотим показать его экономическую целесообразность.

В Европе дорогие энергоресурсы, и газ, и бензин, и электричество. Европеец покупает электромобиль за евро. Соотношение стоимости электромобиля и затрат на ресурсы позволяют быстро окупить покупку. В России энергоресурсы стоят дёшево. Электромобили импортируются в рублях по курсу евро. Выйти на окупаемость сложно даже при длительном использовании электромобиля.

Мы работаем с российскими производителями коммерческого электротранспорта. Как только заводы предложат модель, которая окупится при текущих ценах на энергоносители, мы перейдём на платную основу в проектах по установке электрозарядных станций.

Для владельцев частных автомобилей останется возможность заряжать батареи дома по «домашней» стоимости электроэнергии.

Сейчас электрозарядные станции бесплатны для автовладельцев?

Да. Получаете карту в наших офисах и пользуетесь.

И много желающих?

По статистике сразу не скажу. В Московском регионе порядка тысячи автомобилей. Большинство их владельцев живут в Одинцовском районе и на Новой Риге. В основном, ездят на Tesla.

Сергей, а как можно узнать, на какой АЗС установлена станция электрозарядки?

Дорожные знаки утверждаются на федеральном уровне. Сейчас знак в разработке. Московская область разработала свой брэндбук. Может быть, к весне наклеят.